
Единая система мониторинга за оборотом товаров
Единая информационная система маркировки товаров
В ближайшем будущем в России появится единая государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке. Напомним, в настоящее время уже действует ряд подобных информационных систем для отдельных видов продукции.
Например, для алкогольной продукции используется
Новая система объединит существующие системы мониторинга в единый информационный ресурс. На нем будет размещаться информация обо всех маркируемых товарах. Исключение составят лекарственные препараты. Обработка информации об их обороте будет осуществляться в особом порядке.
Оператор будущей системы еще неизвестен. Его назначит Правительство РФ.
С помощью системы мониторинга можно будет отследить движение товаров от производителя до конечного потребителя. Это обеспечит поставки качественных и безопасных товаров, а также исключит возможность оборота фальсифицированных и контрафактных товаров.
Любой потребитель, купивший товар, сможет проверить его легальность при помощи информационной системы. Для этого потребуется лишь мобильное приложение, позволяющее считать код маркировки с приобретенного товара и сверить его с кодами, внесенными в систему производителями/поставщиками.
Если приложение не сможет идентифицировать код товара, система получит сообщение о нарушении, а продавец будет привлечен к ответственности.
Как будет работать информационная система маркировки
Конкретный порядок работы информационной системы маркировки товаров (мониторинга) пока не определен. Позднее его установит Правительство РФ. Оно же утвердит порядок предоставления информации участниками рынка, а также раскрытия этой информации для покупателей.Между тем, общие принципы и механизмы работы системы уже утверждены в соответствии со ст. 20.1 Федерального закона от 28.12. 2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».
Согласно данной норме, система мониторинга создается в целях сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения, предоставления и распространения такой информации. Конечная цель функционирования системы – обеспечение прозрачности производства и реализации продукции.
Добиться этого предполагается за счет:
- обязательной маркировки продукции средствами идентификации;
- раскрытия информации о присвоенных продукции кодах маркировки;
- организации обмена информацией о кодах, нанесенных на продукцию и кодах, содержащихся в информационной системе.
На стадии производства продукции ей будет присваиваться код идентификации. Он представляет собой уникальный номер экземпляра товара. Этот код выдается по запросу производителя, который сообщает системе мониторинга о произведенной продукции и необходимом количестве кодов.
Получив код, производитель наносит его на каждый экземпляр продукции и сообщает его системе мониторинга. Система генерирует проверочный код, который также наносится на каждый экземпляр продукции. Код проверки позволит покупателям и контролерам выявить фальсификацию кода идентификации.
Немаркированные товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, будут изыматься из оборота и уничтожаться как контрафакт. Порядок изъятия и уничтожения немаркированных товаров определит Правительство РФ.
Передача сведений о товаре в систему мониторинга, а также их сверка будут происходить на каждом этапе движения товара от производителя к конечному покупателю.
Когда товар реализован оптовому поставщику, в систему мониторинга будет сообщаться о смене собственника товара. Розничные торговые точки также станут информировать о приобретении товара, а в момент продажи товара конечному покупателю в систему мониторинга поступит информация о конечной реализации. Уникальный код будет выводиться из оборота и уничтожаться.
Какие сведения будут вноситься в информсистему маркировки
Обязательному раскрытию участниками рынка подлежит следующая информация:
- сведения об участниках оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
- сведения о маркируемых товарах;
- сведения о средствах идентификации, нанесенных на товары;
- сведения о технических средствах, используемых для обмена информацией с информационной системой мониторинга.
Обязанность по раскрытию вышеуказанной информации распространяется на производителей, поставщиков и розничных продавцов маркируемой продукции. Они станут нести административную ответственность за невнесение или внесение в систему недостоверной информации.
Позднее Правительство РФ определит, какие именно сведения о маркируемых товарах являются информацией ограниченного доступа, а какие – общедоступной информацией. Общедоступная информация будет публиковаться в интернете для использования любым заинтересованным лицом.
Повышение нагрузки на бизнес и штрафы
На период проведения эксперимента по внедрению обязательной маркировки продукции производители бесплатно получают коды идентификации. С созданием и запуском единой системы мониторинга за генерацию и выдачу проверочных кодов будет взиматься плата. Размер данной платы по каждой категории товаров будет утвержден Правительством РФ.Также не исключено, что плата будет взиматься и за регистрацию в системе мониторинга. Причем для регистрации производителям и поставщикам потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись.
Кроме того, производители обязаны приобрести и специальное оборудование для нанесения кодов маркировки на произведенную продукцию. Со своей стороны, поставщикам придется купить сканеры, позволяющие считывать и сверять нанесенные коды. В рознице маркированная продукция станет контролироваться при помощи онлайн-касс.
Конкретное оборудование, которое потребуется участникам рынка маркированных товаров, определит опять же Правительство РФ.
Помимо прочего производителей, поставщиков и розничных продавцов обяжут платить административные штрафы за внесение в информационную систему мониторинга недостоверной информации, а также за невнесение такой информации. Размер штрафов пока что не определен. Позднее Госдума примет специальный закон, который внесет соответствующие изменения в КоАП РФ.
При этом сейчас уже действуют штрафы за несоблюдение требований об обязательной маркировке товаров. Так, производство немаркированной продукции, подлежащей обязательной маркировке, влечет наложение штрафа на ИП в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей. Причем вся немаркированная продукция подлежит конфискации (ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ).
Продажа продукции без маркировки грозит ИП штрафом в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а юридическим лицам – от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией продукции. Такие же санкции предусмотрены за хранение, перевозку либо приобретение в целях сбыта немаркированной продукции.
Плюсы создания единой информационной системы маркировки
Из несомненных плюсов создания единой информационной системы маркировки товаров можно выделить следующие:- защита потребителей от некачественной и небезопасной продукции: покупатели без труда смогут проверить легальность приобретенной продукции и, в случае необходимости, оперативно заявить о контрафакте;
- снижение издержек на логистику: производители и поставщики смогут точнее прогнозировать спрос и отгрузки;
- сокращение времени для сборки и контроля заказов;
- переход бизнеса на электронный документооборот с контрагентами.